На занятиях астрономического кружка в ЮЗАО была открыта звезда

14:07 05.12.2018

В центре «На Донской» на занятиях астрономического кружка отдела естественнонаучной направленности была открыта вспышка сверхновой звезды. Об этом сообщает пресс-служба ГБПОУ «Воробьевы горы».

1 декабря за 45 минут до окончания занятий (с 19.04 до 19.08 московского времени) были получены снимки области неба в созвездии Летучей Рыбы, которую юные астрономы уже снимали в прошлом учебном году. Наблюдения проводились на телескопе T31 в Австралии, управляемом через Интернет.

Сравнивая снимки за 9 марта и 1 декабря 2018 года, учащиеся под руководством преподавателя астрономии – педагога дополнительного образования отдела естественнонаучной направленности Дениса Владимировича Денисенко (по совместительству – старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга (ГАИШ МГУ) – обнаружили «лишнюю» звезду 17-й величины, которой не было на старых снимках.

Первым ее заметил Диего Фернандес Ортис. Звезда находилась рядом с небольшой галактикой в углу кадра. Для подтверждения открытия были немедленно заказаны дополнительные снимки в 19.33-19.37 по московскому времени, на которых необходимая галактика располагалась в центре поля зрения телескопа.

Звезда оказалась реальной, ее положение относительно галактики не изменилось. Проверка на астрономических сайтах показала, что ранее этот объект обнаружен не был.

Информация об открытии была немедленно отправлена на сервер обозначения транзиентных (вспыхивающих) объектов TNS, который собирает информацию о сверхновых под эгидой Международного астрономического союза.

Объекту было присвоено обозначение 2018jgq (джей-джи-кью). Сообщение об открытии было опубликовано на сайтеhttp://www.astronomerstelegram.org/

(«Телеграммы Астронома»), который читают более 4500 астрономов во всем мире. Галактика, в которой произошла вспышка, называется IRAS 07171-6832 и DENIS J071704.5-683743. Точное расстояние до нее неизвестно. Красное смещение z оценивается как 0.0214, что соответствует расстоянию порядка 300 миллионов световых лет.

Это первое открытие сверхновой звезды учащимися центра «На Донской». Ранее ученики неоднократно открывали на занятиях новые переменные звезды, наблюдали в телескоп пролет околоземного астероида и покрытие звезды малой планетой Паллада. Соавторами открытия Диего Фернандеса Ортиса стали Кирилл Ионов, Иван Спасич и Денис Вдовин.