RSS

Противодействие коррупции – приоритетная задача и власти, и общества

07.03.2017
С.А. Татевосян, Советник Организационно-аналитического управления префектуры ЮЗАО, ответственный секретарь Рабочей группы по противодействию коррупции в органах исполнительной власти ЮЗАО города Москвы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, Правительством Российской Федерации определены стратегические задачи по противодействию коррупции в качестве одного из приоритетных направлении в деятельности не только правоохранительных, но и исполнительных органов государственной власти. Указанные задачи нашли свое отражение в Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 гг., утвержденном Указом Президента России В.В. Путина от 19 марта 2013 г. № 211. В Москве антикоррупционная деятельность осуществляется в соответствии с Государственной программой г. Москвы «Безопасный город» на 2012-2016 гг.[1] Коррупция, без преувеличения, наносит серьезный урон авторитету власти, подрывает доверие граждан к ней, является тормозом в развитии экономики, оздоровлении инвестиционного климата, а также негативно сказывается на имидже России на международной арене. Теперь я остановлюсь на отдельных вопросах, непосредственно связанных с организацией работы по противодействию коррупции в территориальных органах исполнительной власти Юго-Западного административного округа, ─ в префектуре и управах районов. В целях координации деятельности, направленной на противодействие коррупции в территориальных органах исполнительной власти Юго-Западного административного округа, определения приоритетных задач в данной сфере, а также для их коллегиального обсуждения, в 2010 г. соответствующим распоряжением префекта ЮЗАО была создана Рабочая группа по противодействию коррупции в территориальных органах исполнительной власти округа. Были утверждены Положение о Рабочей группе и Регламент ее работы. Заседания Рабочей группы, в соответствии с Регламентом, проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. В состав группы вошли как сотрудники префектуры, так и представители УВД по ЮЗАО, Отдела по ЮЗАО УФСБ России по г. Москве и Московской области, а также Московского антикоррупционного комитета при Московской торгово-промышленной палате (далее ─ МАКК при МТПП). Мы готовы, при наличии соответствующих предложений, ввести в состав Рабочей группы также представителей органов прокуратуры, судебных и иных органов. Данная работа систематизирована и проводится в соответствии с ежегодно утвержденным Планом мероприятий по противодействию коррупции. Подготовка такого Плана является важнейшим элементом в системной работе, нацеленной на противодействие коррупции и, соответственно, от этого во многом зависит его практическая реализация. Указанный План формируется с учетом предложений, предоставленных структурными подразделениями префектуры и управ районов. После обсуждения на заседании Рабочей группы по противодействию коррупции, он утверждается префектом ЮЗАО, являющимся председателем Рабочей группы. Планы работ имеются также в управах районов ЮЗАО. Запланированные мероприятия, в пределах представленных органам исполнительной власти полномочий, направлены на профилактику коррупционных и иных правонарушений со стороны государственных гражданских служащих. За 2013 год и истекший период 2014 года в соответствии с утвержденными Планами проведены и предстоит реализовывать в префектуре ЮЗАО и управах районов различные мероприятия в сфере противодействия коррупции в территориальных органах исполнительной власти ЮЗАО города Москвы. За первое полугодие 2013 года через Интернет-сервис «Задать вопрос префекту» в префектуру поступили два обращения. Эти обращения содержали информацию о правонарушениях коррупционной направленности, имевших место в двух отраслевых органах управления в ЮЗАО. Речь идет об Управлении градостроительного регулирования по ЮЗАО и бывшем Территориальном управлении землепользования по ЮЗАО бывшего Департамента земельных ресурсов города Москвы, а также о ДЕЗ района Ясенево. В связи с тем, что рассмотрение подобных обращений не входит в компетенцию органов исполнительной власти, они для проверки и принятия соответствующих решений префектурой были направлены в УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве. Согласно информации, полученной из УВД, автор первого обращения отрицал свою причастность в написании данного обращения, ссылаясь на его подготовку и направление третьими лицами без его ведома. Изложенная в обращении информация о правонарушениях коррупционного характера не нашла своего объективного подтверждения. Второе обращение (по информации УВД) было приобщено к материалам специального номенклатурного дела, а содержащая в нем информация принята для сведения и использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности; ▪ проведен анализ обращений, поступивших на специально созданный сайт для сообщений граждан о правонарушениях коррупционной направленности в органах исполнительной власти округа. Так, за первое полугодие на указанный сайт поступили три обращения, содержащие информацию о нарушениях не коррупционного характера (о требовании денег слесарем подрядной организации при замене части сантехоборудования, о понуждении в школе к участию фотосессиям и поборах). По указанным обращениям префектурой были приняты меры по недопущению таких нарушений в дальнейшем. Конфликты были урегулированы, принятыми мерами заявители удовлетворены. В рамках проведения информационно-разъяснительной работы и повышения уровня правовой культуры государственных гражданских служащих префектуры и управ районов, а также как мера антикоррупционной пропаганды, 6 июня и 10 декабря 2013 года, 9 февраля 2014 года в префектуре были проведены семинары по антикоррупционной тематике, на которых выступили депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Комитета безопасности и противодействию коррупции А.Б. Выборный, представители Департамента региональной безопасности города Москвы, Управления государственной службы и кадров Правительства Москвы, прокуратуры ЮЗАО и МАКК при МТПП. В семинары были приглашены сотрудники аппарата префектуры (в том числе, первый заместитель префекта, заместители префекта, руководитель аппарата префектуры, главы управ районов и их заместители, руководители аппаратов управ районов и кадровых служб, а также руководители ГУП (ОАО) ДЕЗ и ГКУ ИС районов (участвовали около 370 чел.); ▪ в помещении префектуры и управ районов оформлены стенды с материалами и документами антикоррупционной направленности, информацией о деятельности правоохранительных и судебных органов ЮЗАО и районов, а также иной актуальной информацией по данной тематике. Раскрывая аспекты, связанные с выполнением государственными гражданскими служащими требований законодательства о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе, следует отметить, что сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о расходах ими и другими близкими родственниками за 2013 год предоставлены в установленный срок - до 30 апреля 2014 года. Практикуется выборочная проверка достоверности таких сведений. Кроме того, на постоянной основе осуществляется контроль за соблюдением государственными гражданскими служащими ограничений и запретов в период нахождения на государственной службе. Учитывая наличие коррупциогенных факторов и коррупционных рисков в сфере размещения государственного заказа с использованием бюджетных средств, в целях предупреждения возникновения коррупционных схем и возможных сговоров между членами Единой комиссии по размещению государственного заказа при префектуре ЮЗАО (далее – Комиссия) и управ районов, один раз в полугодие осуществляется ротация составов Комиссии (до 30%). Кроме того, в состав данной Комиссии включены также представители общественной организации ─ окружного Совета профсоюза. Планируется ввести в ее состав представителей бизнес - сообщества, а при наличии предложений ─ и представителей других правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Обеспечение открытости и прозрачности в данной сфере обусловлено требованием времени, а так же, как показывает практика, повышенным интересом к бюджетным средствам с целью получения так называемых «откатов». Планом мероприятий на 2014 год предусмотрено приглашение на заседания указанной Комиссии в качестве наблюдателей с правом совещательного голоса представителей правоохранительных органов. Важнейшим элементом общественного контроля за качеством выполненных работ по благоустройству территории и целевым использованием бюджетных средств при размещении государственного заказа в сфере ЖКХ является обязательность участия в процессе приемки и подписания актов выполненных работ по ремонту многоквартирных домов и благоустройству внутридомовых территории представителей советов домов, и ежегодный отчет управляющих организаций о расходах денежных средств перед жителями на содержание и эксплуатацию домов. В префектуре в настоящее имеется Реестр должностей государственных гражданских служащих префектуры и управ районов, несущих высокие коррупционные риски, который периодически обновляется. Положение дел в сфере противодействия коррупции находится под пристальным вниманием городских властей. И, не случайно, постановлением Правительства Москвы «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. № 157-ПП» от 15 февраля 2013 г. № 76-ПП были внесены изменения в Положение о префектуре административного округа города Москвы (п. 2.7.7, 2.8.8, 2.8.10) и Положение об управе района города Москвы (п. 2.7.7), впервые возлагающими на префектур административных округов и управ районов обязанность разработать и внедрить механизмы противодействия коррупции в своей деятельности, а также в подведомственных организациях. Для практической реализации данного положения, в префектуре ЮЗАО и управах районов завершена работа по внесению дополнений в должностные регламенты соответствующих должностных лиц префектуры и руководителей подведомственных префектуре организаций, предусматривающие их персональную ответственность за организацию и проведение антикоррупционной работы в подконтрольных и курируемых подразделениях. В должностные регламенты ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в управах районов внесены дополнения, закрепляющие персональную ответственность за организацию и проведение антикоррупционной работы в управе района. В целях доведения до минимума непосредственные контакты жителей с государственными гражданскими служащими при решении тех или иных вопросов, в ЮЗАО в рамках реализации Государственной программы города Москвы «Открытое Правительство», проводится работа по размещению многофункциональных центров предоставления государственных услуг (далее ─ МФЦ) во всех районах округа. В настоящее время МФЦ открыты и функционируют в 8 районах округа: Академический, Гагаринский, Коньково, Котловка, Ломоносовский, Тёплый Стан, Черемушки, Южное Бутово. До конца 2014 г. планируется открытие МФЦ в районах Зюзино, Обручевский и Северное Бутово. В качестве меры, направленной на обеспечение открытости и прозрачности в деятельности префектуры и осуществления общественного контроля со стороны жителей и общественных организаций за законностью нормативных правовых актов префектуры, такие документы публикуются на Интернет-портале ЮЗАО. Для упорядочения данной работы было издано соответствующее распоряжение префектуры. Прозрачность и открытость в деятельности префектуры и управ районов также обеспечивается при помощи проведения (в соответствии с утвержденными графиками) встреч префекта округа и глав управ районов с жителями районов. Кроме того, в префектуре и управах районов осуществляется личный прием граждан префектом, первым заместителем и заместителями префекта, главами управ районов и их заместителями. Вместе с тем следует отметить, что проводимая нами антикоррупционная работа, учитывая специфику и отсутствие опыта в указанном направлении, еще далека от совершенства и, безусловно, нуждается в улучшении и совершенствовании, в том числе с помощью городских отраслевых и профильных структур, правоохранительных и иных заинтересованных органов. В этой связи хотелось бы высказать несколько пожеланий и предложений в адрес Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы (далее - Департамент), правоохранительных, контрольно-надзорных и судебных органов. В частности: - провести не реже 1 раза в квартал координационные совещания по вопросам организации, проведения и совершенствования работы по противодействию коррупции в территориальных и отраслевых органах исполнительной власти города Москвы; - проанализировать опыт работы по противодействию коррупции в префектурах административных округов, отраслевых и функциональных органов исполнительных органов власти города Москвы и по итогам подготовить соответствующие рекомендаций территориальным и отраслевым органам исполнительной власти, организовать распространение передового опыта антикоррупционной работы в органах исполнительной власти; - организовать городские семинары, научно-практические конференций (возможно на базе Департамента или одной из префектур) по антикоррупционной тематике; - организовать круглые столы и дискуссии по проблемным вопросам реализации антикоррупционных мер в органах власти города Москвы; - подготовить и распространять рекомендаций (предложений) для учета при подготовке ежегодных Планов мероприятий по противодействию коррупции в территориальных, отраслевых и функциональных органах исполнительной власти города Москвы; ▪ для организации более эффективной работы по предупреждению правонарушений коррупционной направленности, активизировать взаимодействие Департамента, префектур и управ районов с правоохранительными органами путем обмена информацией. С этой целью будет востребована информация правоохранительных органов о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности. Такая информация может быть полезна при разработке Планов мероприятий по противодействию коррупции и организации профилактической работы по предупреждению правонарушений; ▪ в качестве антикоррупционной пропаганды и повышения правовой культуры жителей и государственных гражданских служащих целесообразно периодически организовывать выступления представителей Департамента, правоохранительных и судебных органов в городских, окружных и районных средствах массовой информации по антикоррупционной тематике (статьи в печатных СМИ, выступления на телевидении и т.п.); ▪ организовать с приглашением представителей префектур административных округов (возможно и управ районов) «круглых столов» и дискуссии по вопросам организации работы по профилактике правонарушений коррупционной направленности в исполнительных органах власти; ▪ провести выездные судебные заседания при рассмотрении уголовных дел за правонарушения коррупционной направленности; - подготовить рекомендаций по организации работы и полномочиях Рабочих групп по противодействию коррупции префектур административных округов, об их взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями. Перечень мероприятий, включенные в Планы по противодействию коррупции префектуры и управ районов, не является исчерпывающим, и, при необходимости могут быть проведены и «внеплановые» мероприятия. Следует отметить, что работа по противодействию коррупции в префектуре ЮЗАО и управах района округа проводится благодаря принципиальной позиции, активной поддержке и непосредственного участия префекта ЮЗАО, председателя Рабочей группы по противодействию коррупции в территориальных органах исполнительной власти ЮЗАО города Москвы О.А. Волкова и его заместителя А.В. Бугаева. В заключение хотелось бы отметить, что сейчас в работе по противодействию коррупции стратегической задачей, на мой взгляд, является кардинальное изменение отношения в обществе к проблеме коррупции, формирование антикоррупционного модела поведения. Необходимо дистанцироваться от формализма, вести кропотливую, последовательную и творческую работу по формированию в общественном сознании всемерной нетерпимости и негативного отношения к коррупционным и иным правонарушениям (в том числе с помощью институтов гражданского общества). И это будет серьезным шагом не только в работе по предупреждению коррупционных правонарушений, но и в укреплении правопорядка в целом. [1] Утверждена постановлением Правительства Москвы от 23 сентября 2011 г. № 443-ПП (с изменениями и дополнениями).

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати